Композиция в фотографии
Александр Мец - об основных понятиях в композиции фотографии
В грамотно выстроенной композиции кадра смысловой и предметный центр совпадают, избавляя зрителя от необходимости распыляться между тем, что показано по факту и тем, что хотел сказать автор.

Наш глаз смотрит на фотографию в том же порядке, как мы читаем: слева направо. Глаз стремится к правой части, поэтому даже маленький объект, но справа, привлечет больше внимания, чем большой, но слева.

  • Уравновешенность композиции - один из главных показателей качественного, обдуманного снимка. Неуравновешенность же допустима только при съемке движения или когда основная идея выражена через конфликт и неравномерность. Обычный заваленный горизонт - один из популярных примеров потери равновесия в кадре. Если к напечатанной, висящей на стене фотографии хочется подойти и перевесить ее или поправить по диагонали, значит, равновесие нарушено. Для его восстановления представьте себе детские качели для двоих: если вы помещаете объект с одной стороны, желательно другую сторону чем-то уравновесить, причем размер, вес объектов и их расстояние друг от друга будут отличаться (если только они не симметричны). Попробуйте поймать равновесие на качелях вместе с вашим ребенком и вы поймете основную идею принципа равновесия на практике.
Контраст
Чтобы зацепить зрителя, мы используем контраст - не только объектов (большой и маленький), но и цветов. Теплые цвета на фотографии выступают, холодные - отступают. За счет этого противопоставления между цветами (теплое на фоне холодного) создается пространство и контраст, которым мы привлекаем зрителя.

Даже самое ничтожное количество красного цвета на фотографии будет сильнее всего оттягивать зрительское внимание на себя, так как по "весу" оттенки красного являются самыми тяжелыми (в противовес самым "легким" элементам белого цвета). Если красный не в тему, он разрушит кадр: представьте себе пастельный деревенский пейзаж с ярким красным пятном от мусорного пакета. В то же время красные губы могут подчеркнуть характер человека на портретном снимке.

Нижний правый угол - излюбленное место не только для автографов художников на холстах, но и для расставления акцентов на фотографии и создания уравновешенной композиции. Маленький красный домик в углу снимка на фоне зеленых холмов или величественных гор привлекает зрительское внимание. Аналогичную роль выполняет стаффаж - небольшая (в масштабе снимка) фигура человека на переднем или заднем плане, подчеркивающая размер и отношение объектов к друг другу, но не несущая отдельного смысла.
Перспектива
Для того, чтобы ввести зрителя вглубь кадра и показать глубину пространства, используются вспомогательные вводящие линии. Чаще всего они начинаются в нижней части кадра и идут слева направо - в виде линии дороги, тропинки, лежащей коряги или падающих длинных теней. Вводящая линия помогает созданию многоплановости - включения в снимок переднего, среднего и заднего планов, превращая его из плоского в объемный. При съемке дальних объектов желательно включить в кадр и передний план. Например, сами по себе горы неинтересны, их размер и величественность подчеркиваются за счет включения переднего плана - например, цветов, травы, небольшого объекта, по сравнению с которыми будет ясна громада гор.

Идея перспективы в том, чтобы создавать трехмерный кадр вместо двухмерного, объем вместо плоскости. Особенно этому способствует тональная перспектива: использование светлых и темных участков кадра, например, светлые тона в середине снимка и темные по краям (достижению того же эффекта служит и виньетирование).

  • Виньетирование также помогает создать замкнутость композиции, обрамить содержание снимка, отграничить его от остального мира. Рамки и паспарту используют для того же. Черная рамка делает цвет более насыщенным. Рамка в рамке (так называемые естественные рамки в виде листьев, крон деревьев, пещер, etc.) акцентирует внимание на центре кадра.
Место объекта на снимке
Обычно принято оставлять пространство перед движущимся объектом, чтобы глазу было куда мысленно продолжить его путь. Однако для создания эффекта столкновения, например, при съемке гоночных автомобилей, можно заставить его врезаться в край кадра, одновременно используя наклон горизонта вниз.

Помещать объект в центре кадра уместно в панораме. Для классического формата (3:2, 4:3) лучше обратиться к известному правилу третей и использовать размещение чуть выше/ниже центральной линии в горизонтальной ориентации и чуть правее/левее в вертикальной ориентации. Иными словами, разделите кадр на 9 равных квадратов и помещайте смысловые объекты на одной из четырех точек пересечения внутренних линий.

Однако не нужно пытаться использовать все правила композиции (правило третей, золотого сечения, перспективы) в одном кадре, иначе его смысл может потеряться перед искусственными приемами.
Лайфхак для путешественников

Перед отправлением на съемку архитектурных или природных достопримечательностей, внимательно рассмотрите открытки в аэропорту или сувенирном киоске. В какое время суток и где сделаны эти фотографии? С какого ракурса и точки съемки? На какое фокусное расстояние (телеобъективом или широкоугольником)? Это сэкономит вам время на ориентацию в незнакомом месте и поможет выбрать лучшие идеи для собственного воплощения.

© MetsPhoto, 2004-2018
info@fotoshkola.ru